/
/
Как измерить счастье сотрудников?

Как измерить счастье сотрудников?

Привет, коллеги! Пишет Алексей Каптерев, директор по исследованиям стартапа HappyHero.

Как измерить счастье сотрудников?

В 1990-х годах в психологии появилось новое направление — позитивная психология. Исследователи, такие как Мартин Селигман и Михай Чикснтмихайи, решили отойти от традиционного для психологии фокуса на терапии и сфокусироваться на позитивной части человеческого опыта, на попытке выяснить, что делает человека счастливым. Довольно быстро стало ясно, что счастье — это не просто приятное субъективное переживание. Оно связано с объективными жизненными результатами людей, в числе которых более высокое здоровье, продуктивность и креативность. Оказалось, что 10-15% расхождений в производительности труда между сотрудниками можно объяснить их психологическим состоянием, счастьем или несчастьем.

В этот момент темой счастья заинтересовались организационные психологи. Но что такое «счастье» и как его померить? Какого-то единого определения счастья нет, здесь многое зависит от культуры. Психологи пошли двумя путями: они либо задают вопросы со словом «счастье», не пытаясь даже выяснить, что это такое — либо они используют другие, похожие на «счастье» слова, например, слово «удовлетворенность». Ответить на вопрос «по шкале от 1 до 5 довольны ли вы работой?» намного проще, чем «счастливы вы на работе?».

«Но зачем мерить удовлетворенность, если мы уже замеряем вовлеченность?» — спросили в этот момент HR-практики. Ответ в том, что опросники по удовлетворенности охватывают более широкий спектр факторов. Это дает более глубокое понимание того, что мотивирует или расстраивает сотрудников. Гипотеза в том, что измерение удовлетворенности позволит выявить скрытые проблемы, которые не всегда видны при оценке только вовлеченности. Это могут быть проблемы с управлением или какие-то внутренние несоответствия в корпоративной культуре — что позволит делать более целенаправленные интервенции для улучшения общего организационного климата.

Одной из первых попыток измерить удовлетворенность на работе был инструмент под названием JobSatisfaction Survey (JSS). Это опросник из 36 вопросов про 9 факторов, включая зарплату, карьеру, начальников, условия труда, природу работы и так далее. Его почти 40 лет назад, в 1985-м году, разработал организационный психолог Пол Спектор, и он используется до сих пор. Довольно быстро оказалось, что ответы на эти вопросы действительно тесно связаны с HR-метриками, такими как долгосрочная лояльность, удержание, прогулы и неэтичное поведение на работе.

Дальнейшее развитие опросников пошло по четырем направлениям.
  1. Появились опросники-аналоги JSS, состоящие из нескольких десятков вопросов, но адаптированные под несколько другие задачи. Как правило, нельзя просто взять готовый опросник и механически перенести его в другую культуру. Приходится разрабатывать и валидировать новый. Например, существует похожий на JSS инструмент, но всего из 6 факторов, разработанный для греческой культурной специфики — EmployeeSatisfactionInventory (ESI).
  2. Задавать десятки вопросов — дорого. Появились пульс-опросы на удовлетворенность, где задается один-три вопроса, а точность достигается за счет большого числа респондентов. Если результаты пульс-опроса вызывают тревогу, то затем мы уже пускаем в дело большие опросники, с десятками вопросов про разные аспекты работы, и пытаемся выяснить, какие конкретно аспекты проседают.
  3. Появились подробные тулкиты для организационной диагностики, которые включали в себя не только опросники с вопросами про конфигурацию офисов и освещенность, но и сценарии для глубинных интервью, анализа ключевых KPI и кейсов. Пример — Work Environment DiagnosisInstrument (WODI) Toolkit.
  4. Мульти-критериальный подход. Здесь мы можем задавать вопросы не только про удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью. Дело в том, что счастье и удовлетворенность — это не совсем одно и то же. Самая популярная в позитивной психологии метрика счастья называется «субъективное благополучие», subjectivewell-being. Она включает не только удовлетворенность, но аффект — эмоции и настроения, которые люди переживают на работе, позитивные и негативные.
Далее мы можем анализировать, что именно вызывает у людей стресс, а что их вдохновляет — и делать выводы. Подобрать нужный опросник может быть довольно сложно. Как правило, нельзя механически перенести готовый западный опросник на российский культурный контекст. При этом, разработать новый опросник под конкретную задачу может быть не так уж и дорого. 

Резюмирую: измерение счастья сотрудников может оказаться непростой задачей. Однако, в итоге вы можете узнать много нового: почему сотрудники увольняются и выгорают, почему улучшение условий труда не улучшило вовлеченность, почему не работает программа менторства или почему такая программа, наоборот, срочно нужна. В конце концов, счастье — штука заразная. Заботясь о счастье окружающих, делая их счастливыми, мы становимся счастливее сами. За 50 лет существование позитивной психологии, это один из самых глубоких ее инсайтов.

Читайте также

Страшен ли организационный цинизм?
Как номинировать в резерв?

teamtalk: КОМАНДЫ БУДУЩЕГО СОЗДАЮТСЯ СЕГОДНЯ